Покорение реки

Тёплый климат Египта и плодородная почва долины Нила предопределили бурное развитие земледелия. Но Нил – своенравная река.

Берега Нила
Берега Нила

Особенностью водного режима Нила являются регулярные разливы. Паводки вызываются таянием снегов в Абиссинских горах, где находятся истоки Голубого Нила, и тропическими ливнями в районе Великих озёр Центральной Африки, откуда берёт начало Белый Нил.

Заросли папируса на Ниле
Заросли папируса на Ниле. Фрагмент росписи. XIVв. до н. э.

Вот как древние описывали разлив Нила. В течение четырёх дней вспухает русло «Зелёного Нила», наполняясь грязью и тиной, и затем ещё 15 дней течёт «Красный Нил», полный плодородным илом. К началу августа вся земля затопляется водой, и только города и посёлки, словно острова, поднимаются из огромного, безграничного болота.

Особенности культуры и мировоззрения египтян во многом обязаны Нилу. Их картина мира, в отличие от большинства других народов, была ориентирована не на север, а на юг, к истокам реки. Календарь определяли по Нилу и звёздам. Новый год наступал в середине июля, когда вода поднималась перед паводком. Река диктовала и три времени года. Каждое из них состояло из четырёх месяцев: разлив (июль – октябрь); возрождение (ноябрь – февраль) – с полей сходила вода, и приступали к их обработке; жаркое время (март – июнь) – период сбора урожая и самого низкого уровня воды.

Разлив Нила – Хапи стал богом, дарующим изобилие. С Хапи сравнивали себя фараоны и местная знать в своём богатстве и могуществе. Изображался он в виде толстяка, приносящего дары Земли богам. Ему не возводили храмов, и лишь раз в году, в начале разлива, там, где лежала древняя граница государства на юге и где река вплотную подходила к горам, устраивали праздник Хапи, приносили богу дары и воспевали его в гимнах.

Разлив был источником жизни, однако без искусственных сооружений долина Нила оставалась бы топким болотом посреди песков. Осваивать реку, т. е. копать оросительные каналы и протоки, делать насыпи, содержать в исправности ирригационные сооружения, начали с зарождением земледелия при помощи несложных орудий – мотыг и корзин для переноски земли.

Гимн богу Хапи

Моля о процветании для обоих берегов, 
Процветай же, процветай же, Хапи, 
Процветай же, 
Дарами полей 
Оживляющий людей и скот. 
Процветай же, процветай же, Хапи,
Процветай, процветай, ты, прекрасный дарами.

Перевод Ахматовой

Пересечённый оросительными сооружениями, Египет уже в додинас-тический период, в IV тысячелетии до н. э., стал страной исключительного плодородия. Слову «область» («ном») на письме соответствовал знак, изображавший Землю, поделён-ную оросительной сетью на четырёхугольники.

Но усмирить реку могли только крупные коллективы людей – отдельным общинам это было не под силу Покорение Нила стало первопричиной зарождения государства в долине. Даже спустя тысячи лет одной из главных задач фараонов считалось культивирование почвы. Аменемхет I (около 2000–1970 гг. до н. э.) так писал о своих заслугах в поучении сыну: «Я выращивал пшеницу, поклонялся богу зерна в каждой долине Нила. Никто не знал голода или жажды во время моего царствования». Вельможи, представая перед божественным судом Осириса, среди своих добрых дел называли ирригацию, выполненную для улучшения полей и благосостояния земледельцев.

Хозяйственные работы египтян
Хозяйственные работы египтян. Фрагмент росписи древней гробницы.

Долина между берегом реки и возвышенностями пустыни разделялась поперечными и продольными насыпями, плотинами и дамбами на бассейны разной величины. Сквозь высокие берега Нила, когда-то естественные, а потом усиленные искусственными насыпями, прорывали короткие каналы для поступления воды в бассейны и для её постепенного спуска. Насыпи, возведённые перпендикулярно реке, направляли воды паводка в бассейны. Небольшими земляными валами внутри бассейнов вода распределялась по полям.

С самого начала существования Египетского государства осваивалась и осушалась заболоченная дельта с богатыми луговыми пастбищами для скота. В её западных и восточных областях разбили многочисленные виноградники, сады и огороды, в центральных областях сеяли пшеницу и ячмень. Сохранилась легенда о том, что царь I династии Менее, которому древнеегипетская традиция приписывает объединение Египта, соорудил выше Мемфиса плотину на

Ниле, направив его воды по новому руслу и осушив прежнее. Здесь был построен город Белые Стены – будущая столица Египта, известная под греческим названием Мемфис.

Символическое изображение ирригационных работ
Символическое изображение ирригационных работ. Египетский рельеф. 3100 г. до н. э.

Создание ирригационной системы потребовало не только огромного труда и навыков в работе, но и развития знаний в области астрономии, математики, гидравлики, строительного дела. Специальные чиновники наблюдали за уровнем подъёма вод Нила во время паводка. Высоту воды отмечали на ниломерах, установленных в разных местах реки. Ниломер представлял собой колодец, выложенный из одинаковых по величине квадратных камней, – вода в колодце поднималась и опускалась так же, как и воды Нила. Результаты наблюдений сообщали верховному сановнику государства и записывали в царские летописи. На стене мемфисского колодца сохранились древние пометки, отмечавшие уровень подъёма воды.

Роспись из царской гробницы
Роспись из царской гробницы. Египет. XX династия (1315 г.. до н. э.).

Данные ниломеров позволяли предусмотреть масштабы разлива реки, от чего зависел будущий урожай. Известия о подъёме вод Нила гонцы разносили по всей стране, чтобы земледельцы могли подготовиться к паводку.

Перед половодьем ирригационную систему приводили в порядок: дамбы, где проходили сухопутные дороги, восстанавливали и укрепляли деревьями и кустарниками, каналы очищали и углубляли.

Когда река разливалась, земледельцы следили за наполнением бассейнов водой. Когда вода их заполняла, каналы, через которые она поступала, закрывали камнями и засыпали землёй. В бассейнах паводковая вода оставалась около двух месяцев, пока не оседал ил, а почва не пропитывалась влагой. Освобождённую от ила воду медленно спускали по специальным каналам.

К октябрю половодье медленно спадало. В условиях бассейновой системы орошения в Древнем Египте практиковали простейший севооборот (с одним урожаем в год): земля «отдыхала» под паром около пяти-шести месяцев. За это время почва, истощаемая ежегодными посевами, успевала восстановить плодородие: насыщалась водой и удобрялась новыми отложениями ила.

Раб у колодца
Раб у колодца. Настенная роспись.

После спада разлива вода ещё оставалась на поле. Сеятель бросал зерно прямо под ноги стаду овец – животных выпускали на засеянное поле, чтобы они втаптывали зерно в землю и уплотняли почву, т. е. по существу выполняли работу бороны. Иногда за стадом следовала упряжка из двух быков, тянувших лёгкую деревянную соху, которая дополнительно присыпала посеянные зёрна.

На высоких землях, где паводок продолжался недолго, а почва оставалась плотной после спада воды, подготовка к посеву была более тщательной. Прежде чем сеять, работники разбивали комья земли мотыгой, за ними шёл пахарь с упряжкой быков и сохой, за пахарем шёл сеятель, а затем посеянное зерно втаптывали в землю стада овец.

Посевная пора продолжалась довольно долго. Заканчивали посев в основном уже в декабре.

Деревянный сундучок
Деревянный сундучок, на котором изображена сцена трапезы.

Уборка урожая завершала тяжёлые земледельческие труды. Первым собирали лён. Сбор урожая льна начинался в апреле и длился восемь – десять дней. Жатва злаковых культур – ячменя и пшеницы-эммера – также происходила в разные сроки: ячменя – в апреле, эммера – в мае. Так заканчивался годовой цикл земледельческих работ.

Пока неясно, когда и как египтяне окончательно перешли от простого регулирования паводковых вод и ручного полива к созданию широкомасштабной ирригационной системы. Каналы строились на протяжении всей истории страны. Благодаря множеству каналов тысячи гектаров заболоченного и бесплодного неудобья были превращены в пахотные земли. Эта титаническая работа включала строительство посёлков, создание идеальных «кооперативов»: каждый работавший на земле имел собственный дом с садом площадью около 1500 кв. м и входил в состав бригады из пяти работников во главе с мастером. Рабочие и мастера формировали артель с совместной собственностью. Представители артели ежегодно обсуждали программы предстоящих работ с государственными чиновниками и утверждали вознаграждение.