Мировое древо

Для всех индоевропейских народов, в том числе и для древних славян, дерево было символом мироздания, своеобразной «схемой» космоса, в котором человек занимал одну из ступеней.

Мировое древо

Под космическим древом чаще всего скрывался дуб, так как больше всех деревьев поражал своей крепостью, высотой и долголетием. «У лукоморья дуб зелёный, златая цепь на дубе том...». Даже в знакомых пушкинских строках видно, что дуб — центр всего сказочного мира. Ещё в середине XIX века у священного дуба старообрядцы совершали брачные обряды, веря, что мировое древо принесёт молодой паре мир и плодородие: парень, сговорясь с девицей, отправлялся вместе с ней к заветному дубу и объезжал его три раза кругом.

Священному древу-дубу приносили в жертву живых петухов, посвященных Солнцу, а иные приносили куски хлеба, мясо и то, что каждый имел, как требовал их обычай. О древних жертвах поведал старый дуб, поднятый в 1975 году со дна Днепра: в ствол дерева было вставлено 9 кабаньих челюстей.

Иногда вместо дуба представляли яблоню. В русских сказках за райскими молодильными яблоками отправляли венценосные отцы своих сыновей, чтобы чудесные плоды вернули им былую силу, молодость и здоровье. В центре мира представляли и явор (клён), лиственницу, берёзу или священное дерево кипарис. А вот в одной сербской песне рассказывается, как посреди рая растёт лавровое дерево с золотыми ветвями и серебряными листьями. Под тем деревом стоит ложе, усыпанное цветами, а на ложе почивает святой Николай и ждёт, когда Илья-пророк привезёт души умерших.

География мирового древа, как и полагается, сказочная. В русских заговорах рассказывается, что оно стоит посреди огненного моря или реки, на острове Буяне, на камне Алатыре. Изображения космического древа, которые легко можно узнать и в народной вышивке, и в росписях посуды, и в резных украшениях избы, читали, как книгу, и все по этим рисункам знали о сотворении мира, о времени и пространстве на Земле. Ствол древа корнями уходит в подземное царство, ад, где живёт огромная змея Шкарапея, — языческая сестра дьявола, а прислуживают ей лягушки, мыши, бобры, выдры, рыбы — животные, которых считали слугами мира мёртвых. Иногда среди этой мелкой живности водворяли медведя, издревле считавшегося проводником в царство мёртвых.

Двенадцать ветвей, которые символизировали 12 месяцев года, прорастают в небо и символизируют рай, а на них сидят посвященные богу солнца птицы: сокол, соловей, орёл, голубь. Иногда на ветвях сидят кони, те самые, которые везут по небу солнечную колесницу. Слева от кроны часто изображали месяц или луну, а справа — солнце, что символизировало смену времен года, дня и ночи. Есть даже такая загадка: «Стоит дуб, на дубу 12 сучьев, на каждом сучке по 4 гнезда» (12 месяцев года и по 4 недели в месяце).

Средняя часть ствола символизировала земную жизнь, и поэтому там часто изображали человека и его «помощников» — горностая, корову и иногда пчелу, приносящих человеку тёплый мех, молоко и сладкий мёд. До принятия христианства на Руси эмблемой мирового древа был крест, который и в самом деле был очень похож на дерево или на человека с раскинутыми руками.

Во времена христианства крест стал символизировать распятого на Древе жизни Христа. А рассказывает об этом Легенда о крестном древе пресвитера Иеремии: посадил Моисей дерево, сплетённое из трёх — ели, кедра и кипариса (прообраз Троицы). Из этого дерева, по многим пророчествам, должен быть сделан крест для распятия Христа. Когда пришло время распятия, дерево распилили на три части. Из корневой части сделали крест для Христа, установив его на Голгофе.

И. Якушевич, кандидат филологических наук


Читайте также