Египет. Опережая время

Египет был для Древнего мира истинной крепостью священной науки. Практика бальзамирования в Древнем Египте стала, по-видимому, первым и основным источником сведений о строении человеческого тела. И египтянам в знании анатомии не было равных.

Египетские саркофаги - вместилища мумий.
Египетские саркофаги - вместилища мумий.

Бальзамирование требовало применения различных реактивов. Эксперименты способствовали зарождению представлений о химической природе реакций. Более того, предполагается, что и само название «химия» произошло от древнего названия Египта – Кемет.

Настенные росписи в гробнице Тутанхамона.
Настенные росписи в гробнице Тутанхамона.

Египту человечество обязано также изобретением календаря. Как и другие народы, египтяне сначала взяли за основу времясчисления лунный год (354 дня). Но вскоре поняли, что эта система недостаточно точна и мешает чёткому функционированию их сложного административного механизма. По ней стали отмечать только определённые религиозные праздники. Примерно за 3 тыс. лет до новой эры в Египте ввели солнечный календарь, согласно которому год делился на 365 дней (12 месяцев по 30 дней и ещё 5 дней, прибавлявшихся в конце года). Египтяне уже знали, что их год на 6 часов короче солнечного (365,25 дня).

Есть ещё одна необъяснимая пока загадка – обширные знания египтян в астрономии. Пирамида Хеопса почти безошибочно указывает на север. В результате точнейших измерений, произведённых в 1925 г., был установлен такой факт: погрешность в направленности пирамиды составляет лишь 3 мин. 6 с. Та же поразительная точность встречается повсюду, в частности в размерах основания пирамид. При средней длине сторон около 230 м разница между самой большой и самой маленькой сторонами не превышает 20 см, а это всего лишь около 0,1 %! К тому же древние строители возвели пирамиду Хеопса практически с идеально прямыми углами.

Повседневная жизнь

Сбор плодов и учёт урожая. Настенная роспись.
Сбор плодов и учёт урожая. Настенная роспись.

Ритмы жизни Нила определяли строгую упорядоченность хозяйственной деятельности человека. Норов реки обусловил такую же жёсткую организацию общества, в котором даже повседневная жизнь следовала установленной иерархии, узаконенному порядку. Иначе и быть не могло: любое отступление от правил грозило уничтожением урожая, а для огромного даже по современным меркам населения страны это означало смерть.

Во времена Тутмоса III (1490-1436 гг. до н. э.) население Египта насчитывало 7 млн человек, а городов и посёлков существовало приблизительно 20 тыс.

Единоначалие и единообразие пронизывали все стороны жизни древних египтян, начиная с раз и навсегда заведённого земледельческого цикла и заканчивая устройством поселений жилищ.

План города напоминал сетку, здания располагались вокруг дворца правителя и храма. Городские стены из кирпича-сырца были квадратными, высотой 10 м и более. Толщина их иногда превышала высоту. Почти половину территории города занимали дворец правителя и главный храм с резиденциями знати и малыми храмами вокруг. Дворец правителя сам по себе являлся цитаделью с высокими прямоугольными башнями. Другая половина города состояла из множества домов, мастерских, лавок – одноэтажных, открывавшихся на боковые улочки, которые связывали основные. Здесь жили ремесленники и рабочие, занимались различными ремёслами, работали с золотом и стеклом, производили косметику и ткани, а также бесконечное множество иных вещей, распространяемых в Египте и других странах. Вне городских стен находились виллы и сады, принадлежавшие торговцам и состоятельным персонам.

Дом египтянина
Дом египтянина обычно состоял из прихожей, проходной комнаты с алтарём и заднего помещения-склада. Реконструкция.

Крупными торговыми центрами были такие древние города, как Атриби, Мендес, Буто, Саис, Танис, Бубаст (Бубастис), расположенный на канале, который соединил Средиземное море с Красным, столицы страны Фивы, Мемфис, Ахетатон... Фактически ничего не осталось от этих городов и многочисленных деревень, лишь археологические раскопки открывают перед нами их величие.

Фаянсовый парфюмерный сосуд с именами египетского фараона Аменхотепа III и его жены.XIV в. до н. э.
Фаянсовый парфюмерный сосуд с именами египетского фараона Аменхотепа III и его жены.XIV в. до н. э.

Ещё более жёстко соответствовали традиционной схеме посёлки и деревни, построенные для обслуживания грандиозных строительных площадок и «городов мёртвых», например посёлок около столицы фараона Эхнатона (Аменхотеп IV; 1368–1351 гг. до н. э.) – Ахетатона. Этот посёлок окружала стена из необожжённого кирпича с единственным входом. Сразу за воротами располагалась прямоугольная площадь. От неё шли пять улиц, образующие одинаковые прямоугольные кварталы с одноэтажными жилыми домами.

Глиняное блюдос деревянной рыбой. Из египетского погребения. XIIв. до н. э.
Глиняное блюдос деревянной рыбой. Из египетского погребения. XIIв. до н. э.

Другая исследованная археологами деревня – Дейр-эль-Медина даёт неоценимые сведения о социальной организации ремесленного, промышленного и сельскохозяйственного поселения. Его жители подчинялись двум управляющим, при которых существовали советы ремесленников и рабочих. Совет составлял план работы и распределял заработную плату. Если рабочие были недовольны оплатой, они «ложились в постель», т. е. устраивали забастовку. Споры в случае необходимости решались судом работников, проводимым под председательством главного мастера.

Косметическая ложечка. Около 1500 г. до н. э.
Косметическая ложечка. Около 1500 г. до н. э.

Рабочие разных специальностей объединялись в маленькие однородные общины с собственными жрецами и молельнями, выстроенными вокруг цитадели. Во главе общины стоял главный мастер. Он же вёл книгу учёта отработанных дней. Имелись и выходные дни: на каждую «неделю» (состоявшую тогда из десяти дней) приходилось два свободных дня; к ним добавлялись праздники.

«Типовыми» были и дома египтян. Обычный дом площадью приблизительно 80 кв. м состоял из трёх последовательных зон: входа, покоев, кухни. Первая зона – прихожая и гостиная. Вторая, жилая, могла включать и мастерскую. В третью входили кухня, кладовая и помещение для хранения припасов и мебели. В кухне часто устраивали угловую печь с камином и каменный очаг в центре. Под кухней и в прочих местах находились погреба для хранения продуктов, воды и многого другого. Из маленького внутреннего двора по лестнице поднимались на плоскую крышу. Там располагалась гостиная на открытом воздухе. На улицу вела единственная дверь, а воздух и свет поступали в основном из внутреннего дворика. В прихожей всегда сооружалась ниша для семейного религиозного обряда. Здания строили из необожжённого кирпича, его делали из смеси речного ила, соломы и золы. Полом служила утоптанная земля, иногда оштукатуренная и выкрашенная в красный цвет.

Сундучок для хранения притираний. Египет
Сундучок для хранения притираний. Египет

В более зажиточных домах в центральном зале ставили один или два столба с высеченным на них именем хозяина. Стены из необожжённого кирпича оштукатуривали изнутри и снаружи и в той или иной степени украшали сами владельцы.

Загородные виллы и городские дома знатных вельмож сохраняли общую схему жилища, но были больших размеров и богато убраны. Эти дома-дворцы в форме параллелепипеда имели один этаж и один вход. Перед ними иногда разбивали маленький сад с низкой оградой. Расположение множества комнат различных размеров, одного или двух открытых двориков не следовало какой-либо единой схеме и отвечало потребностям и возможностям семьи. Справавокруг главного двора шли парадные помещения, зал, где собиралась вся семья, кабинет и частные комнаты хозяина дома. Слева находились детские и комната супруги с её собственным двориком. Целое крыло отводилось для омовений, умащивания тела, туалета и личной гигиены. Такие помещения оснащались своеобразной канализацией.

Царица Нефертити за игрой «Сенет».
Царица Нефертити за игрой «Сенет».

При загородных виллах имелись собственные угодья и все необходимые хозяйственные службы: кухни, зернохранилища, пекарни, бойни, пивоварни, различные мастерские.

Тем не менее жилища знати и высших классов египтян значительно уступали резиденции фараона – и по размерам, и по убранству.

Дворец фараона был не только жилищем царя, но и резиденцией администрации. Дворцовые помещения делились на два больших сектора. Первый включал в себя апартаменты царя и его семейства, большой зал для аудиенций, тронный зал и, наконец, покои «хозяина дворца», «хранителя короны», «хозяина двух тронов» и «главы царских регалий», которые руководили всеми сложными церемониями и самим двором.

Во второй сектор входили Белый дом («министерство» финансов); Красный дом («министерство» царского и государственного культа); Палата печати («министерство» налогов) с высокоорганизованным кадастром и национальным реестром собственности; Дом руководителя вооружённых сил, соединённый с казармами армии фараона. В этой официальной части располагались также Царский суд с канцелярией и архивами и Палата работ.

Египетская богиня-кошка.
Египетская богиня-кошка.

Из мебели в египетском доме использовалось множество разных по форме и назначению столиков: с одним либо двумя уровнями; с одной или четырьмя ножками – для цветов, ваз, блюд и специально для игры типа шахмат. Было много стульев, кресел, табуретов и переносных сидений, подушек для стульев, скамеечек для ног или для сидения на земле. Дом украшали коврами, шкурами животных, расшитыми тканями. Прекрасны были сервизы глиняной, медной, а позже бронзовой посуды с чашами для мытья рук, вазами и флаконами для душистых масел, зеркалами и сушилками.

В жизни «верхушки» общества особое место занимали пиры, для которых существовал особый этикет, записанный на папирусах. Меню богатых семей включало десять смен различного мяса; пять – из домашней и дикой птицы; десять видов фруктов; пятнадцать типов хлеба; сыры, пироги и булочки; шесть сортов вина и пива, бесчисленные сладости на меду.

В некоторые периоды как мужчины, так и женщины полностью брили голову и носили парики. Даже борода фараона в таких случаях была накладной. Обычно мужчины носили юбки в складку (длиной почти до колена), а женщины – длинное, до лодыжек, облегающее платье, подпоясанное в талии. В праздники и женщины, и мужчины надевали богатые ожерелья, браслеты, другие украшения поверх широких полупрозрачных одежд.