На пороге цивилизации

В 1859 г. была опубликована книга «Происхождение видов путём естественного отбора». Через 12 лет её автор, Чарлз Дарвин, выпустил в свет ещё один свой труд — «Происхождение человека и половой отбор». Дарвин известен и как автор других, более специальных исследований, посвященных, например, насекомым, однако только эти две книги сделали его имя всемирно известным. Более того, имя Дарвина стало знаменем нового мировоззрения, настоящей религии, символ. веры которой может быть сведён к двум принципам. Во-первых, жизнь на Земле возникла сама собой из неживой материи. Во-вторых, в течение миллиардов лет живые существа постоянно приспосабливались к меняющимся природным условиям и взаимной конкуренции, в результате чего одни виды животных производили на свет другие и в конце концов породили человека. Человек, таким образом, в конце XIX в. превратился в глазах просвещённых европейцев из особого творения Божия в животное, хотя во многом и неповторимое. Но ведь все животные по-своему неповторимы, так что мы, люди, по замечанию одного из ведущих современных специалистов по происхождению человека Роберта Фоули, всего лишь «ещё один неповторимый вид».

Дарвиновская теория эволюции довольно быстро завоевала широкую популярность у образованных слоев европейского общества. В Европе второй половины XIX в. вера в естественный прогресс общества была почти всеобщей, и Дарвин дал понятное для большинства объяснение вопроса о развитии жизни и происхождении человека на Земле.

Для Дарвина основным аргументом в пользу того, что у человека и человекообразных обезьян был общий предок, служило очевидное анатомическое сходство между ними. Этот факт систематически описал знаменитый биолог Карл Линней ещё в конце XVIII в. Правда, сам Линней не делал из этого вывода об «обезьяньей» родословной человека. Несмотря на явное сходство между человекообразными обезьянами и людьми, между ними имеются такие различия в строении скелета, которые помогают отделить кости человека от костей обезьян даже среди очень древних находок. Человек передвигается на двух ногах, работает руками и ест приготовленную на огне пищу. Поэтому затылочное отверстие в его черепе расположено ближе к основанию; зубы относительно небольших размеров, между клыками и резцами нет специального промежутка (диастемы). Объём головного мозга, сложность его строения, даже рельеф значительно отличаются от обезьяньих. Строение костей рук, ног, таза, грудной клетки также имеет специфические черты, отражающие способность человека к труду и прямохождению. Например, грудная клетка у человека бочонковидной формы, что даёт ему возможность равномерно дышать в вертикальном положении даже при быстрой ходьбе или беге.

С чего начинается человек

Древнейшие орудия труда. Неолит
Древнейшие орудия труда. Неолит

Человек отличается от животных, в частности от обезьян, не только анатомически или физиологически, но и своим поведением, своей культурой. К сожалению, культура, созданная людьми в начале их земного исторического пути, почти полностью исчезла. В подавляющем большинстве случаев до нас дошли лишь жалкие остатки в виде каменных орудий труда, древнейшие из которых на первый взгляд совсем примитивны. Но изучение даже простых оббитых галек убеждает археологов, что они имеют дело с произведением сугубо человеческим. Многочисленные современные наблюдения над африканскими человекообразными обезьянами в их природной среде обитания показали, что они регулярно используют палки, прутики, камни и другие подобные предметы для обороны и добывания пищи. При этом шимпанзе, например, могут даже сорвать листья с прута для того, чтобы он легче вошёл в муравейник. Взрослые особи передают свой опыт детёнышам. Известны случаи, когда молодые обезьяны оказывались способными к «техническим» открытиям и обучали своих ровесников или более молодых сородичей. Человекообразные обезьяны восприимчивы к обучению простейшему языку жестов и могут узнавать себя в зеркале.

Изображение головы лошади на костяном ритуальном оружии. Деталь
Изображение головы лошади на костяном ритуальном оружии. Деталь

Казалось бы, им нужно было сделать один шаг, чтобы перейти к созданию культуры. Теория эволюции говорит, что такой шаг и был сделан под влиянием внешних обстоятельств, а постоянная необходимость трудиться превратила в конце концов обезьяну в человека. Археологи, которые изучают древнейшую историю человечества, имеют дело с маловыразительными явлениями культуры, дошедшими до нашего времени, — каменными и в единичных случаях костяными орудиями труда. По своему внешнему виду они очень просты. Но, несмотря на это, между человеческими орудиями труда и предметами, которые используют обезьяны, лежит не преодолимая никаким образом пропасть. Любое самое примитивное орудие труда говорит о способности человека к познанию окружающего мира и умении творчески использовать результаты познания в нужных ему целях. Даже шимпанзе, которые отличаются от других обезьян более высокими интеллектуальными способностями, не используют свойства одного предмета для преобразования другого и не думают о том, зачем это нужно делать. Для человека такая практика — повседневная рутина. Дарвин считал, что между человеком и обезьяной не существует качественной разницы в поведении и все различия — только количественные. То, что известно о поведении человекообразных обезьян в природных условиях и в неволе, свидетельствует о другом. Разумность человека не может быть просто суммой всех обезьяньих способностей, вместе взятых и даже многократно умноженных. С точки зрения разумности обезьяна лишь карикатура, пародия на человека. Она может быть очень похожей на нас — забавной, весёлой или грустной, но не может быть тем же самым.