После смерти

Смерть представлялась египтянам продолжением земного существования. Умерший человек, считали они, имеет те же потребности и желания, что и живущий. Гробницу, «дом вечности», обустраивали так, чтобы там всего оказалось в достатке.

Книга мёртвых. XV в. до н. э.
Книга мёртвых. XV в. до н. э.

Для будущего воскрешения человека было необходимо сохранить его тело, т. е. мумифицировать.

Храм Амона. Луксор. XV в. до н. э.
Храм Амона. Луксор. XV в. до н. э.

Изощрённую процедуру бальзамирования описал ещё Геродот, посетивший Египет в V в. до н. э. Археологи, находившие мумии в песках Египта, многократно убеждались в точности наблюдений греческого историка. Из тела извлекали внутренние органы и помещали их в специальный раствор с благовониями, а само тело бальзамировали в течение 70 суток, засыпав его природной содой. После этого тело обмывали и обматывали льняными бинтами, которые пропитывали смолами и благовониями для лучшей сохранности мумии. Под бинты клали амулеты, призванные защитить покойного на сложном пути в потусторонний мир. Пальцы, руки и ноги пеленались отдельно, а иногда на пальцы надевали золотые футляры.

По рисункам на гробницах сановников и жрецов можно представить себе, как выглядела траурная процессия в Древнем Египте. За гробом шли плакальщицы, слуги несли различные погребальные принадлежности: ложе, стулья, подголовники, отделанные драгоценными камнями сундуки с одеждой, сосуды, наполненные косметикой, украшения и даже настольные игры.

Храм богини Исиды на острове Филе (или Филы).
Храм богини Исиды на острове Филе (или Филы).

У гробницы перед мумией совершали «ритуал отверзания уст и очей»: жрец прикасался к глазам, носу, ушам и рту усопшего жезлом в виде крюка. По верованиям египтян, благодаря магическому обряду органы чувств покойного обретали новую жизнь, и он мог видеть, слышать, обонять, есть и пить, т. е. жить. Всё это сопровождалось заклинаниями, которые произносил жрец-чтец. Потом наступал черёд заупокойной службы; проводили её специально обученные жрецы. Внутрь гробницы помещались жертвенные дары: мясо, дичь, овощи, виноградные гроздья, хлеб, пиво или вино, чтобы усопший мог питаться.

Об отношении египтян к смерти многое мог рассказать Праздник долины. В этот день родственники приходили к гробнице и торжественно поминали покойного. Египтяне не считали смерть событием «окончательным» и на празднестве веселились. Люди надевали лучшие наряды и длинные парики; в руках у них были букеты из цветов лотоса, на шеях – венки из листьев, парики тоже украшались благоухающими бутонами лотоса. Гости пили вино и пиво, ели и вспоминали умершего под звуки музыки и глядя на танцы девушек.

Постройка храмового комплекса на острове Филе.
Постройка храмового комплекса на острове Филе.

Из гробниц рядовых жителей, вельмож и сановников возникали целые «города мёртвых» – некрополи. Эти гробницы получили название «мастаба», что на арабском означает «скамья», «лавка». Прямоугольные в плане, мастабы напоминали жилой дом усопшего. Они имели слегка наклонные стены, сплошной карниз на крыше и единственную, «ложную» дверь. Сначала мастабы делались монолитными, своеобразными надгробиями, затем появились «пустые» мастабы. В подобной гробнице помещения повторяли те, которые находились в доме покойного, т. е. комнаты членов его семьи. Все необходимые церемонии проводились внутри дома-гробницы, после чего саркофаг опускали в колодец под полом и пломбировали.

Как простые мастабы напоминали дома рядовых граждан, так и гробницы фараонов были копиями их дворцов. В грандиозных храмах-усыпальницах находилась вырубленная в скале шахта с погребальной камерой фараона. Со временем место мастабы-храма заняли пирамиды, сначала ступенчатые, позже гладкие, среди них самые грандиозные – комплексы пирамид в Гизе.

Запломбированный драгоценный саркофаг устанавливался среди сокровищ и других наиболее дорогих предметов, затем камеру закрывали мраморными плитами и каждый проход заваливали камнями, чтобы никто не потревожил фараона, ожидающего восхождения к Солнцу

Последним тайным обрядом было помещение статуи фараона в сердаб – замурованную нишу в центре погребального храма, откуда образ фараона мог бы вечно наблюдать церемонии в его честь.


Читайте также