После смерти
Смерть представлялась египтянам продолжением земного существования. Умерший человек, считали они, имеет те же потребности и желания, что и живущий. Гробницу, «дом вечности», обустраивали так, чтобы там всего оказалось в достатке.
Для будущего воскрешения человека было необходимо сохранить его тело, т. е. мумифицировать.
Изощрённую процедуру бальзамирования описал ещё Геродот, посетивший Египет в V в. до н. э. Археологи, находившие мумии в песках Египта, многократно убеждались в точности наблюдений греческого историка. Из тела извлекали внутренние органы и помещали их в специальный раствор с благовониями, а само тело бальзамировали в течение 70 суток, засыпав его природной содой. После этого тело обмывали и обматывали льняными бинтами, которые пропитывали смолами и благовониями для лучшей сохранности мумии. Под бинты клали амулеты, призванные защитить покойного на сложном пути в потусторонний мир. Пальцы, руки и ноги пеленались отдельно, а иногда на пальцы надевали золотые футляры.
По рисункам на гробницах сановников и жрецов можно представить себе, как выглядела траурная процессия в Древнем Египте. За гробом шли плакальщицы, слуги несли различные погребальные принадлежности: ложе, стулья, подголовники, отделанные драгоценными камнями сундуки с одеждой, сосуды, наполненные косметикой, украшения и даже настольные игры.
У гробницы перед мумией совершали «ритуал отверзания уст и очей»: жрец прикасался к глазам, носу, ушам и рту усопшего жезлом в виде крюка. По верованиям египтян, благодаря магическому обряду органы чувств покойного обретали новую жизнь, и он мог видеть, слышать, обонять, есть и пить, т. е. жить. Всё это сопровождалось заклинаниями, которые произносил жрец-чтец. Потом наступал черёд заупокойной службы; проводили её специально обученные жрецы. Внутрь гробницы помещались жертвенные дары: мясо, дичь, овощи, виноградные гроздья, хлеб, пиво или вино, чтобы усопший мог питаться.
Об отношении египтян к смерти многое мог рассказать Праздник долины. В этот день родственники приходили к гробнице и торжественно поминали покойного. Египтяне не считали смерть событием «окончательным» и на празднестве веселились. Люди надевали лучшие наряды и длинные парики; в руках у них были букеты из цветов лотоса, на шеях – венки из листьев, парики тоже украшались благоухающими бутонами лотоса. Гости пили вино и пиво, ели и вспоминали умершего под звуки музыки и глядя на танцы девушек.
Из гробниц рядовых жителей, вельмож и сановников возникали целые «города мёртвых» – некрополи. Эти гробницы получили название «мастаба», что на арабском означает «скамья», «лавка». Прямоугольные в плане, мастабы напоминали жилой дом усопшего. Они имели слегка наклонные стены, сплошной карниз на крыше и единственную, «ложную» дверь. Сначала мастабы делались монолитными, своеобразными надгробиями, затем появились «пустые» мастабы. В подобной гробнице помещения повторяли те, которые находились в доме покойного, т. е. комнаты членов его семьи. Все необходимые церемонии проводились внутри дома-гробницы, после чего саркофаг опускали в колодец под полом и пломбировали.
Как простые мастабы напоминали дома рядовых граждан, так и гробницы фараонов были копиями их дворцов. В грандиозных храмах-усыпальницах находилась вырубленная в скале шахта с погребальной камерой фараона. Со временем место мастабы-храма заняли пирамиды, сначала ступенчатые, позже гладкие, среди них самые грандиозные – комплексы пирамид в Гизе.
Запломбированный драгоценный саркофаг устанавливался среди сокровищ и других наиболее дорогих предметов, затем камеру закрывали мраморными плитами и каждый проход заваливали камнями, чтобы никто не потревожил фараона, ожидающего восхождения к Солнцу
Последним тайным обрядом было помещение статуи фараона в сердаб – замурованную нишу в центре погребального храма, откуда образ фараона мог бы вечно наблюдать церемонии в его честь.