Угарит

В 1929 г. французский археолог Клод Шеффер начал раскопки на холме Рас-Шамра в Сирии, где рассчитывал найти древний город. Результат превзошёл ожидания исследователей. Обнаруженное под холмом Рас-Шамра поселение не просто вписало пару интересных страниц в древнюю летопись региона. Оно позволило по-новому взглянуть на всю историю Ближнего Востока II тысячелетия до н. э.

Люди пришли сюда в VII тысячелетии до н. э. А в III тысячелетии до н. э. на месте древнего поселения возник укреплённый город. В следующем тысячелетии он именовался Угарит и был столицей могучего царства, власти которого подчинялась страна Ханаан. Создателями и хозяевами Угарита были западные семитские племена – близкие родичи евреев, арабов, финикийцев, говорившие на особом языке («угаритском»). Город имел обширные связи с другими древними цивилизациями. Об этом свидетельствуют товары из Египта, Месопотамии, Малой Азии и даже с Крита. Но главное – обширная дипломатическая переписка угаритских царей и их международные договоры, кладезь бесценной информации об истории Сирии и её соседей в бронзовом веке.

Руины царского дворца в Угарите
Руины царского дворца в Угарите. Рас Шамра. Сирия. II тысячелетие до н. э.

Археологи раскопали в Угарите несколько царских дворцов. Один из них размещался за городской чертой и являлся выездной резиденцией царя. Угаритские дворцы, даже центральный, довольно скромны в сравнении с великолепием дворцов египетских фараонов или владык Ассирии. Но западным семитам, недавним кочевникам, только начавшим перенимать навыки градостроительства, и эти сооружения, очевидно, казались величественными. Именно в центральном дворце обнаружен богатейший архив. Он содержит упомянутые документы внешней политики и множество текстов, касающихся политики внутренней и дворцового хозяйства. Именно по материалам угаритского архива воссоздаётся внутренний строй западных семитов той эпохи.

Глиняная табличка с клинописным текстом
Глиняная табличка с клинописным текстом, найденная при раскопках Угарита

Как и в других царствах Древнего Востока, с дворцами в величии соперничают храмы богов – бога грозы Балу и его отца, бога плодородия Дагану. Они считались покровителями города и его царей. Наряду с архивными документами в Угарите найдены также тексты героических сказаний и мифов о богах. Они привлекли едва ли не большее внимание учёных, чем политические документы. Дело в том, что древнейшая семитская мифология очень плохо изучена. От финикийских мифов сохранились жалкие отрывки. Мифы восточных семитов – аккадцев и ассирийцев – сохранились, они даже старше угаритских. Но при этом они испытали очень сильное влияние шумеров и только иногда передают семитские имена богов, и то не все. Тем более ценным было обнаружение чисто семитских мифов, почти свободных от внешних влияний. Теперь можно понять, какими представляли своих богов, о кровавом поклонении которым немало упоминается в Библии, сами многобожники Древней Сирии и Ханаана. Главный герой угаритских мифов – Балу, беспощадный борец с чудовищами и сам небесный смутьян, ставящий под угрозу власть верховного бога Илу. Есть сказания и о других богах, а также о героях. Герой-богоборец Акхит отказался уступить свой лук богине Анату, своенравной жене Балу, и за это был убит ею. Другой герой – Карату, напротив, послушный исполнитель воли богов. Но и он, забыв о клятве, принесённой богине Асирату, едва не был наказан ею смертью. Карату спасается с помощью Илу, который обычно выступает покровителем людских героев. Полагают, что Карату почитался в Угарите как предок царствующей династии.

Культура Угарита далеко не целиком ещё раскрылась современному человеку. Продолжается исследование искусства и литературы угаритцев. Раскопки на Рас-Шамре и в его окрестностях продолжаются по сей день. И каждый сезон приносит новые любопытные находки.