Окаменелости

Окаменевший аммонит
Аммонит, доисторический родственник кальмара, обитал в закрученной спиралью раковине и плавал в море. Когда он погиб, мягкие ткани его тела сгнили или были съедены другими животными (1). Твердая раковина на дне моря постепенно покрывалась песчаными отложениями (2). И раковина, и песок со временем превратились в горную породу, поднявшуюся на поверхность в результате тектонических подвижек (3). Эрозия породы привела к появлению окаменевшей раковины на поверхности (4).

Окаменелости – это ископаемые остатки живших когда-то организмов, сохранившиеся в горных породах. Большинство живых организмов либо были съедены, либо умерли своей смертью, и их мягкие ткани бесследно сгнили. Однако твердые ткани – раковины, кости, зубы, рога и когти животных или кора, шишки и семена растений порой сохраняются. Иногда от древних организмов остаются лишь окаменевшие следы – отпечатки лап, яичная скорлупа или помет.

В некоторых осадочных породах бывает несколько слоев, содержащих окаменелости, как в показанном на этой иллюстрации ракушечнике. Он образовался после того, как погибли тысячи аммонитов и их раковины скопились на дне моря.

Твердые ткани вроде костей и зубов похоронены под осадочными образованиями, например,-под песком на побережье, речным или морским илом. Понемногу останки растворяются в окружающей воде, замещаются минеральными веществами, содержащимися в воде, а со временем окружающие их мелкие частицы превращаются в камень. Останки, сохранившие первоначальную форму, теперь представляют собой окаменелости.

окаменевшая с насекомыми смолаВязкая смола, сочащаяся из деревьев и других растений, может окаменеть и превратиться в твердый желтый янтарь. Иногда в янтаре можно найти насекомых и других мелких существ, которые когда-то застряли в смоле и сохранились до мельчайших деталей.

Для образования окаменелостей требуется много тысяч или даже миллионов лет, и их обнаруживают лишь в осадочных горных породах. Ученые-палеонтологи проводят раскопки, изучают форму и строение обнаруженных ископаемых и сравнивают их с аналогичными тканями организмов, живущих в наше время. Таким образом, удалось обнаружить множество видов динозавров, мамонтов и прочих животных, населявших Землю миллионы лет назад.

скелет ихтиозавра